За двадцать лет Владимир Путин сформировал политический курс своей страны. В течение этого времени россияне часто обвиняли в злоупотреблениях правительство, а не президента, но сейчас ситуация может резко измениться.
Беспрецедентное падение популярности
Владимир Путин был политическим нулем, когда 20 лет назад, 9 августа 1999 года, он поднялся на передний план российской политики и стал премьер-министром (был избран на пост благодаря инициативе Бориса Ельцина). Не прошло и пяти месяцев, как он последовал за Ельциным в канцелярию президента Российской Федерации. С тех пор Путин управлял Россией без перерыва – два срока в качестве президента, между тем, в котором он снова был премьер-министром, и с 2012 года снова в качестве президента (теперь на четвертом сроке).
Путин долгое время считался политически неприступным – ведь русская поговорка о том, что царь хорош, а бояре нет, часто служит объяснением того, почему рейтинги одобрения для президента в течение долгого времени были лучше, чем рейтинги для его правительства.
Даже сам Путин пытался опровергнуть миф о непогрешимости: «У россиян существует вечное представление о том, что царь хорош, и только бояре плохие. Я могу вам сказать, что, если дела в стране идут не очень хорошо, это вина каждого», – сказал он на своей ежегодной пресс-конференции в декабре 2018 года о неравенстве оплаты труда в России. Также в своей традиционной телепрограмме, в которой он отвечал на вопросы зрителей, президент подчеркнул в июне этого года свою личную ответственность за внутренние проблемы в России.
Опросы действительно показывают, что падение его популярности больше не подвергается сомнению. В конце его второго президентского срока в 2008 году рейтинги одобрения канцелярии президента были на 35 % выше, чем у правительства. Сейчас же, согласно данным российского опросника WZIOM, это преимущество сократилось до 23% – это самая низкая отметка с 2006 года, когда WZIOM впервые задали этот вопрос.
Россия как сверхдержава
Популярность Путина часто ассоциируется с восстановлением российской национальной идеи. Когда Путин пришел к власти, закончилось десятилетие, в результате которого многие россияне были злы на правительство и самого президента. Распад Советского Союза привел к экономическому хаосу и социальным потрясениям; многие россияне чувствовали, что потеряли свою национальную идентичность.
Лев Гудков, директор независимого избирательного участка Lewada Center, заявил, что целью Путина было «восстановить имидж России как сверхдержавы, по крайней мере, с точки зрения россиян, а также авторитета, который когда-то имел Советский Союз». Рейтинг одобрения Путина достиг своего исторического максимума в 2014 году после аннексии Крыма. Персона Путина была чрезвычайно популярна в России, в то время как на Западе его осудили.
Однако изменение политической атмосферы в России может означать, что Путин больше не сможет избежать внутренней ответственности, сосредоточившись на внешней политике. Некоторое время «механизм, с помощью которого Путин перекладывал ответственность за внутреннюю ситуацию на других, работал, но когда Путин подписал закон о пенсионной реформе, он взял на себя ответственность за ситуацию внутри».
Дума приняла пенсионную реформу в сентябре 2018 года, а Путин подписал закон в начале октября. Результатом стали протесты по всей стране.
За последние несколько месяцев общественность была недовольна и другими вещами. Организовывались протесты против создания свалок на севере России и в окрестностях Москвы, а также массовые обвинения в фальсификации региональных выборов. В последние недели россияне вышли на улицы с требованием допустить независимых кандидатов на предстоящие выборы в администрацию Москвы.
Растущая неудовлетворенность
Гудков видит несколько причин падения популярности Путина. Экономическая стагнация и падение заработной платы – это одно, говорит он. «Второй фактор – это растущее чувство несправедливости и коррупции, ощущение, что высшие чины грабят людей».
«Россияне считают, что правительство морально распадается», – объясняет Гудков. «И надежды, что Путин примет меры против коррупции и плотно займется вопросами социальной политики для простых людей, нет никакой».
Политолог Алексей Куртов отмечает, что Путина все чаще обвиняют в создании «напряженности» в российском обществе. «Сейчас существует множество нерешенных проблем, и больше некого в этом обвинять, поэтому ответственность за эти вопросы автоматически возлагается на Путина».
Все еще номер один, но надолго ли?
Валерий Федоров, глава научно-исследовательского института общественного мнения WZIOM, также считает, что главной причиной общего недовольства является экономическая составляющая, и в первую очередь речь идет о системе здравоохранения и требованиям к повышению заработной платы.
Федоров отмечает, что политика Путина приняла социально-экономический оборот. Его «Национальные цели», подписанные вскоре после начала нынешнего срока полномочий в мае 2018 года, призваны повысить уровень жизни и вдохнуть новую жизнь в гниющую российскую экономику – но надолго ли это сработает?
Каспаров взывает к Германии
Экс-чемпион мира по шахматам и действующий правозащитник призывает министра иностранных дел Германии поддержать российское протестное движение.
«Мир смотрит на Москву. В России тысячи людей вышли на улицы в последние недели, чтобы выразить протест против незаконного удаления деятелей оппозиции из избирательных списков – более 1000 из них были арестованы! Новые протесты были объявлены на эту субботу»
Несмотря на ужасные сцены из России, политики из СДПГ и ХДС призывают к снижению санкций, введенных после аннексии Крыма. Российский экс-чемпион мира по шахматам и правозащитник Гарри Каспаров направил открытое письмо министру иностранных дел Хейко Маасу.
В нем он призывает к солидарности с российским гражданским обществом и более четкой позиции против президента России Владимира Путина.
«27 июля, через месяц после вашего заявления, мирные российские протесты против исключения кандидатов от оппозиции из предстоящих списков избирателей привели к крупнейшим массовым арестам и насилию со стороны полиции с момента распада СССР. Многие десятки людей были избиты сотрудниками ОМОНа только за попытку марша. Более тысячи человек были арестованы, и заявления политического и полицейского руководства Путина дали понять, что они не считают это чрезмерной реакцией»
Мэр Москвы одобрил зверства полиции, генпрокурор призвал усилить меры против своего народа
Мэр Москвы Сергей Собянин похвалил полицию – насилие со стороны которой было зафиксировано на видео. Генеральный прокурор Юрий Чайка предупредил окружных прокуроров, чтобы они делали все возможное, чтобы «поддерживать общественный порядок». Генеральный прокурор Александр Бастрыкин, Глава Следственного комитета объявил о возбуждении уголовного дела за «массовые беспорядки» с наложением штрафа на срок до 15 лет. Очевидно, что будут приняты самые решительные меры, чтобы не допустить даже упоминания о свободных и справедливых выборах в России»
Какие изменения заставили Совет возобновить путинский режим? Россия прекратила свою агрессию в Украине? Был ли Крым возвращен по просьбе международного сообщества? Были ли освобождены 24 украинских моряка, похищенных в международных водах? Был ли либерализован внутренний режим Путина для удовлетворения требований Совета в отношении прав человека и демократических стандартов?»
Новые партнеры кровавого карлика
У россиян не будет надежды, пока Путин руководит, а деятельность Совета Европы еще больше укрепит вождя. Хуже того, что могущественная в рамках ЕС Германия дает ему зеленый свет для дальнейших злоупотреблений. Путин же надеется на своих новых партнеров, которые будут выполнять его просьбы.
Для Вождя крайне важно уничтожить авторитет европейских институтов, а само лишь присутствие России высмеивает стандарты Совета в области прав человека, как и предполагал президент РФ. Это делает Европу лицемером, который говорит о справедливости и демократии только до тех пор, пока не придет перспектива нового газопровода.
Экспорт коррупции из России
Путин должен купить лояльность, и у него есть готовые партнеры, которых он нашел в Германии и других европейских странах. Он использует политический капитал в таких учреждениях, как ПАСЕ, и физический капитал в таких проектах, как Nord Stream 2 с Германией. Эти деньги напрямую финансируют полицейское государство Путина, а также его военные и пропагандистские машины.
Политические и экономические обязательства, которые немцы используют в качестве оправдания выгодных сделок с Россией, не модернизируют и не либерализуют Россию. Финансовые потоки идут в обратном направлении, ведь крупнейший экспорт России – это не газ или нефть, а коррупция.
Единственное эффективное средство давления на Путина – угрожать его влиянию в России. Единственной реальной реформой будет свержение режима Путина.